Понедельник, 06.05.2024, 14:18
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс цитирования




Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

История развития нефтяной промышленности - История развития нефтепровода в России

История развития нефтепровода в России

Нефтепровод – это комплекс сооружений для транспортировки нефти и продуктов её переработки от места их добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на железной дороге либо водный транспорт. В состав нефтепровод входят подземные и подводные трубопроводы, линейная арматура, головные и промежуточные нефтеперекачечные насосные станции, нефтехранилища, линейные и вспомогательные сооружения.

По магистральным нефтепроводам нефть и нефтепродукты транспортируются на значительные расстояния, нередко до 2000 км и более. Диаметр магистрального нефтепровод от 200 до 1220 мм, давление, как правило, 5-6 Мн/см2 (50-60 кгс/см2). Подводящие нефтепроводы предназначаются для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных нефтепровод и нефтепродуктопроводов с нефтеперерабатывающих заводов на головные сооружения магистральных нефтепродуктопроводов: они имеют протяжённость до нескольких десятков км. Промысловые, заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутренних перекачек.

Основные параметры магистрального нефтепровод: протяжённость, производительность, диаметр, давление и число перекачечных станций. Первые два параметра задаются, остальные определяются расчётом. Для сооружения нефтепровода применяют трубы из углеродистой и низколегированной стали, в основном сварные, с продольным и спиральным швами. При расчёте магистрального нефтепровод большое значение имеют вязкость и плотность перекачиваемых нефти и нефтепродуктов. Для предохранения труб от почвенной коррозии и блуждающих токов применяют антикоррозийную изоляцию и электрохимические методы защиты: катодную защиту, электрополяризованные протекторы, электродренаж. По всей длине нефтепровода устанавливаются линейные секущие задвижки. Расстояние между задвижками определяется в зависимости от рельефа местности, но составляет не более 20 км. При перекачке высоковязкой и высокозастывающей нефти применяют её подогрев на перекачечных станциях и промежуточных пунктах подогрева. Стоимость строительства магистральных нефтепровод окупается в относительно короткие сроки (обычно 2-3 года).

Развитие трубопроводного транспорта тесно связано с историей нефнефтяной промышленности.

Промышленная добыча нефти началась более ста лет назад. В России в 1825 г. она уже составляла 3500 т, а в 1859 г. поднялась до 5000 т. В 1901 г. мировая добыча нефти достигла 23 млн. т, причем первое место по добыче нефти занимала Россия 11,7 млн. т). [6]

Первый нефтепровод местного значения длиной около 6 км сооружен в США в 1865 г. нефтепровод большой длины начали строить в США в 1875, а в России — в 1878 г. (от промыслов Баку до нефтеперерабатывающих заводов). В дореволюционное время на территории царской России было построено 1147 км магистральных трубопроводов. [6]

Первый магистральный нефтепродуктопровод диаметром 200 мм, длиной 883 км с 16 насосными станциями построен на рубеже XX столетия 1896—1906 гг. по проекту В. Г. Шухова. В то время это был самый крупный трубопровод мира. Он предназначался для перекачки экспортного керосина из Баку в Батуми. Инициатива этого сооружения принадлежала Д. И. Менделееву, который еще в 1877 г. доказывал необходимость и целесообразность строительства трубопровода. [6,7]

Магистральных газопроводов в дореволюционной России не было. Газоснабжение городов (кроме Баку и Грозного) осуществлялось за счет производства (на месте) искусственного, так называемого светильного, газа. Для бытовых и промышленных целей газ почти не приприменялся.

Транспорт нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам в условиях социалистического хозяйства тесно связан с эконоэкономикой всей страны.

До Великой Отечественной войны наши основные нефтяные ресурсы сосредоточивались на Кавказе (Баку, Грозный, Майкоп). В этих условиях основная масса нефтегрузов ложилась на транспортные артерии Каспия, Волжского бассейна, Северного Кавказа и Закавказья.

Для уменьшения загрузки железных дорог Кавказа, а также для удешевления транспорта нефти к портам Черного моря уже к 1925 г. возникла необходимость в сооружении магистральных нефтепроводов. Были построены нефтепроводы Баку—Батуми длиной 834 км и Грозный—Туапсе длиной 649 км, диаметром 273 мм[7]

В годы первых пятилеток было сооружено несколько трубопроводов в том числе первенец Второго Баку нефтепровод Ишимбай—Уфа длиной 169  км и диаметром 300 мм, а также нефтепродуктопроводы для последовательной перекачки нефтепродуктов.

К 1941 г. в промышленной эксплуатации находились магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы общей протяженностью около 4100 км. Максимальный диаметр составлял 300 мм. Насосные станции, как правило, оборудовались плунжерными насосами, строительство было слабо механизировано. Во время Великой Отечественной войны были построены нефтепроводы Оха—Софийское, затем продолженный до Комсомольска-на-Амуре и Астрахань — Саратов. В период обороны Ленинграда большую роль сыграл небольшой подводный бензопровод, уложенный через Ладожское озеро.

В послевоенные годы нефтепроводное строительство определялось бурным развитием нефтедобывающей промышленности в Волго-Уральском бассейне, а также строительством нефтеперерабатывающих заводов Урала и Поволжья. За последние десятилетия были построены магистральные трубопроводы больших диаметров (до 1200 мм) и значительной протяженности для подачи нефти месторождений Татарии, Тюменской области, Башкирии на нефтеперерабатывающие заводы Урала, Сибири, а также в центральные и западные районы нашей страны.

В одиннадцатой пятилетке построено около 12 тыс. км магистральных нефтепроводов. Введен нефтепровод Сургут—Полоцк. В результате западносибирская нефть получила выход в центральные районы страны, Белоруссию и Прибалтику. С вводом в действие нефтяных магистралей Грозный—Баку, Павлодар — Чимкент и второй нитки нефтепровода Красноярск—Иркутск прекращены железнодорожные перевозки на расстояние 3,5 тыс. км. Самый дешевый трубопроводный транспорт получил дальнейшее развитие. Обеспечен выход западносибирской нефти на нефтеперерабатывающие заводы Северного Кавказа, Азербайджана, в республики Средней Азии, к объектам Восточной Сибири. [6]

Список литературы

1.     Коршак А.А., Шаммазов A.M., Основы нефтегазового дела. Разведка нефтяных и газовых месторождений. Бурение скважин. Добыча и переработка нефти и газа: Учеб. пособие. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999.-132 с. ISBN 5-7831-0169-9

2.     Шаммазов А.М. Коршак А.А., Ахмадуллин К.Р., Основы трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов: Учебное пособие. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис, 2000.-160 с.

3.     Шаммазов А. М. Коршак Л. А., Коробков Г. Е., Султанов Н. Ф. Основы трубопроводного транспорта нефти: Учебное пособие. — Уфа: Государственное издательство научно-технической литературы «Реактив», 19%. — 152 с., табл., ил.

4.     Абдулин Ф. С. Добыча нефти и газа. Учебное пособие для рабочих. М-, Недра, 1983, с. 256.

5.     Бобрицкий Н.В., Юфин В.А., Основы нефтяной и газовой промышленности: Учебник для техникумов. - М.: Недра, 1988.-200с.: ил. ISBN 5-247-00224-53

6.     Трубопроводный транспорт нефти и газа: Учеб. для вузов/ Т77 Алиев Р. А., Белоусов В. Д., Немудров А. Г. и др.— 2-е изд., перераб. и доп.—-М. :Недра, 1988. 368 с.: ил.

7.     Трубопроводный транспорт нефти/Г.Г. Васильев, Т 77 Г.Е. Коробков, А.А. Коршак и др.; Под редакцией С.М. Вайнштока: Учеб. для вузов: В 2 т. — М.: ООО "Недра-Бизнесцентр", 2002. - Т. 1. - 407 с.: ил. ISBN 5-8365-0118-1

8.     Шаммазов А.М., Коршак А.А., Коробков Г.Е., Дмитриева М.В. Основы основы     нефтепродуктообеспечения:     Учебное     пособие.-Уфа:     ООО ДизайнПолиграфСервис, 2001. -232 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: NEOcron (08.04.2013)
Просмотров: 4704 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: