Понедельник, 06.05.2024, 16:29
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс цитирования




Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ - История развития нефтебаз в России

История развития нефтебаз в России

Первые склады нефти – прообразы современных нефтебаз – появились в России в XVII веке. Нефть хранилась в земляных ямах - амбарах глубиной 4...5 м, устроенных в глинистых грунтах, или в подземных каменных резервуарах, зацементированных особым цементом и перекрытых каменными сводчатыми крышами. Такой способ хранения применялся до второй половины XIX века, ёмкость каменных резервуаров достигала 5000 м3. Строились они, в основном, в районе бакинских нефтепромыслов.

С началом перевозок нефти и нефтепродуктов речным, морским и железнодорожным транспортом сеть нефтебаз в России значительно расширилась. Основным направлением транспорта нефтегрузов была водная магистраль Каспийское море - Волга с притоками Камой и Окой -Мариинская система - Нева- На этом пути и расположились старейшие нефтебазы нашей страны: Махачкалинская, Астраханская, Симоновская (Москва), Сормовская и другие. О том, что они собой представляли, можно судить но Симоновской нефтебазе. Она была построена Товариществом братьев Нобель в 1895 г. па берегу Москвы-реки неподалеку (вниз по течению) от Кремля на землях станции Москва - Симонове.[8]

Завоз нефтепродуктов на нефтебазу в летнее время осуществлялся с помощью барж, а в зимний период - по железной дороге в цистернах с самотечным сливом. На разгрузку барж и цистерн тратилось довольно много времени.

Нефтепродукты, поступающие на Симоновскую нефтебазу, расфасовывались в бочки и бидоны и по железной дороге и гужевым транспортом направлялись потребителям для бытовых нужд (керосин) и отопления (мазут, печное топливо и т. п.). Ежедневно жителям Москвы продавалось до 40 пудов осветительного керосина.

Необходимо отметить, что на территории России до начала 80-х годов 19-го века были в ходу американские дубовые бочки, в которых из-за океана завозился произведенный там керосин. Однако в 1881 г. «Товариществом братьев Нобель» в Царицыне (ныне Волгоград) была выстроена механическая бондарка, выпускавшая восьмипудовые бочки. В последующие годы аналогичные производства были организованы в Ярославле, Рыбинске, Саратове, Уфе и других городах. Создание в России собственной материально-технической базы по производству и ремонту деревянной и металлической тары различной вместимости позволяло нефтелавкам, нефтескладам и нефтебазам более полно удовлетворять запросы потребителей по ассортименту, количеству, качеству и срокам доставки заказанных нефтепродуктов.[8]

На территории Симоновской нефтебазы существовало собственное бондарно - тарное производство. Кроме того, имелся большой конный парк для доставки гужевым транспортом керосина в частные лавки, а других нефтепродуктов - различным предприятиям.

Большая часть из 10 резервуаров общей емкостью 50 тыс. м3 использовалось для хранения топочного мазута и керосина, в остальных хранилось печное топливо и масла. Для перекачки нефтепродуктов использовались паровые насосы типов «Блек» и «Вартингтон».[8]

Всего на внутреннем рынке России в 1913 г. было реализовано 5914 тыс. т нефтепродуктов, в том числе: автобензина и лигроина - 36, керосина осветительного - 821, смазочных масел - 147, нефтетоплив (мазут, печное топливо и др.)  - 4820, прочих -90.[8]

Первые нефтебазы строились стихийно, без плана, эксплуатировали их нерационально, без учета требований науки и техники.

В период гражданской войны нефтебазовое хозяйство было в значительной степени уничтожено, расхищено и находилось в состоянии полного развала: из 1452 мелких нефтебаз эксплуатировалась только 91.[8]

Восстановление и реорганизация нефтебазового хозяйства после национализации нефтяной промышленности в России (1918 г.) производились укрупнением нефтебаз, там, где ранее их имелось несколько; заменой устаревшего оборудования; строительством новых нефтебаз в соответствии с быстро растущими потребностями народного хозяйства.

Предпосылками стремительного увеличения количества нефтебаз и емкости установленных на них резервуаров стали механизация сельского хозяйства, ввод в действие все новых автомобильных заводов, развитие армии, авиации и флота.

Развитие нефтебаз сопровождалось совершенствованием применяемого на них оборудования. Особенно наглядно это можно проследить на примере резервуаров.

Необходимость в них возникла сразу с началом промышленной добычи нефти. В первое время для хранения нефти использовались обычные деревянные бочки - bаrrel (англ.). Память об этом сохранилась в англоамериканской системе единиц измерения: баррелем называют объем, равный 159 литрам.[8]

Когда бочек не хватало, в земле копали ямы, которые первоначально использовали как временные резервуары. Затем земляные резервуары (ямы, амбары) стали применяться как самостоятельное средство хранения. По своему устройству они представляли котлованы (чаще всего прямоугольной формы),  окруженные защитным земляным валом (обвалованием), препятствующим растеканию хранимой жидкости. Внутри земляной амбар (яму) облицовывали жирной глиной с целью ухудшения проницаемости стенок и дна. Емкость подобных амбаров достигала 160 тыс.м3 и более.

Однако в процессе эксплуатации земляных резервуаров стало ясно, что они пригодны для хранения только низкоиспаряющихся жидкостей: мазутов, гудронов и т. п. В настоящее время от применения земляных амбаров и ям отказались по экологическим соображениям.

Следует, однако, отметить, что земляные резервуары не канули в Лету. При ликвидации аварий на магистральных нефте- и нефтепродуктопроводах их используют для временного хранения нефти и нефтепродуктов, вытекающих из участков трубопровода, являющихся нисходящими к месту его разгерметизации.

Появление каменных резервуаров позволило повысить устойчивость стенок емкостей для хранения нефти и нефтепродуктов. Они выполнялись из местного камня, кирпича или искусственных блоков, малопроницаемых для хранимой жидкости. Низкая проницаемость раствора для кладки обеспечивалась правильным подбором цемента, гранулометрического состава песка, а также с помощью специальных добавок. Для обеспечения полной непроницаемости внутренние поверхности каменных резервуаров изолировались различными покрытиями.

Каменные резервуары даже при наличии перекрытий были источниками значительных потерь нефти и нефтепродуктов от испарения. В водонасыщенных грунтах в зимнее время стенки таких резервуаров разрушались вследствие расширения промерзающего грунта. Поэтому каменные стены стали усиливать железобетонными поясами.

Логическим продолжением этой тенденции стало появление железобетонных резервуаров. Первые из них были сооружены в 1912 г. на Бэби-Эйбатчки - нефтепромыслах в районе Баку. Они имели объем 100 м3. В 30-х годах здесь строились железобетонные резервуары объемом до 1000 м3, а в Москве был построен резервуар объемом 7000 м3.[8]

Резервуары данного типа сооружались прямоугольной и цилиндрической формы. Они снабжались плоскими или куполообразными кровлями.

Практика показала, что железобетонные резервуары целесообразно применять дли хранения только темных нефтепродуктов и высоковязких нефтей, т. к. их кровля проницаема для паров углеводородных жидкостей, в настоящее время такие резервуары не строят. А в тех, которые продолжают эксплуатироваться, производятся работы по монтажу внутренней облицовки из тонколистового металла.

В 1864 г. в США смонтирован первый большой металлический резервуар объемом 1270 м3. В России первый резервуар из металла был построен и 1878 г. по проекту выдающегося инженера В. Г. Шухова. В отличие от американского прямоугольного он был цилиндрическим и, следовательно, менее металлоемким.[8]

Листы металла соединялись между собой с помощью заклепок, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Понятно, что такая технология строительства резервуаров была очень трудоемкой. Тем не менее из-за несовершенства сварочной техники она применялась в нашей стране до начала 50-х годов. Значительное количество клепаных резервуаров эксплуатируется и в настоящее время.

Первый в СССР государственный стандарт (ГОСТ) на сварные резервуары появился в 1937 г. Он устанавливал основные требования на параметры резервуаров объемом 11,6 и 22,2 м. Во время Великой Отечественной войны - в 1944 г. - в связи с совершенствованием сварочной техники был введен ГОСТ на сварные резервуары объемом до 4600 м3. К 1951 г. максимальный объем стальных сварных резервуаров достигал 10500 м3.[8]

В последующем резервуары стали сооружать только с помощью сварки. Их максимальный объем достиг 50000 м3.

Стремительный рост добычи нефти, вызванный открытием новых месторождений в Западной Сибири, привел к увеличению объема производства нефтепродуктов и, как следствие, дал мощный импульс развитию системы нефтепродуктообеспечения. В этот период она была объединена в Государственный комитет – Госкомнефтепродукт РСФСР. В конце 70-х начале 80-х годов эта отрасль включала в себя 52 территориальных управления, в состав которых входили 1224 нефтебазы, 496 филиалов нефтебаз, 9893 стационарных и передвижных автозаправочных станции. Суммарная емкость вертикальных и горизонтальных резервуаров составляла более 28 млн. м3, а потребительский грузооборот отрасли - около 320 млн. т.[8]

Из общего количества нефтебаз 5,7 % составляли перевалочные, 76,4 % - железнодорожные, 14,2 % - водные и 3,9 % - глубинные распределительные нефтебазы.

С начала 90-х годов система нефтепродуктообеспечения стала быстро видоизменяться. За очень короткий период времени государственный комитет Госкомнефтепродукт РСФСР был реорганизован в концерн «Роснефтепродукт», который, в свою очередь, вместе с другими государственными структурами был преобразован в «Главнефтепродукт» – подразделение государственного предприятия «Роснефть».

Список литературы

1.     Коршак А.А., Шаммазов A.M., Основы нефтегазового дела. Разведка нефтяных и газовых месторождений. Бурение скважин. Добыча и переработка нефти и газа: Учеб. пособие. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1999.-132 с. ISBN 5-7831-0169-9

2.     Шаммазов А.М. Коршак А.А., Ахмадуллин К.Р., Основы трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов: Учебное пособие. - Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис, 2000.-160 с.

3.     Шаммазов А. М. Коршак Л. А., Коробков Г. Е., Султанов Н. Ф. Основы трубопроводного транспорта нефти: Учебное пособие. — Уфа: Государственное издательство научно-технической литературы «Реактив», 19%. — 152 с., табл., ил.

4.     Абдулин Ф. С. Добыча нефти и газа. Учебное пособие для рабочих. М-, Недра, 1983, с. 256.

5.     Бобрицкий Н.В., Юфин В.А., Основы нефтяной и газовой промышленности: Учебник для техникумов. - М.: Недра, 1988.-200с.: ил. ISBN 5-247-00224-53

6.     Трубопроводный транспорт нефти и газа: Учеб. для вузов/ Т77 Алиев Р. А., Белоусов В. Д., Немудров А. Г. и др.— 2-е изд., перераб. и доп.—-М. :Недра, 1988. 368 с.: ил.

7.     Трубопроводный транспорт нефти/Г.Г. Васильев, Т 77 Г.Е. Коробков, А.А. Коршак и др.; Под редакцией С.М. Вайнштока: Учеб. для вузов: В 2 т. — М.: ООО "Недра-Бизнесцентр", 2002. - Т. 1. - 407 с.: ил. ISBN 5-8365-0118-1

8.     Шаммазов А.М., Коршак А.А., Коробков Г.Е., Дмитриева М.В. Основы основы     нефтепродуктообеспечения:     Учебное     пособие.-Уфа:     ООО ДизайнПолиграфСервис, 2001. -232 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: NEOcron (08.04.2013)
Просмотров: 3779 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: